Союз строителей
железных дорог
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО
ОБЪЕДИНЯЯСЬ, СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЕ!

Железной дороге обещают инвесттарифы

25.04.2018

Железной дороге обещают инвесттарифы

Минтранс предложил механизм возврата вложений
К декабрю 2018 года Минтранс рассчитывает на принятие постановления правительства, вводящего на железной дороге локальные тарифы — спецтарифы для конкретных пользователей на отдельных направлениях. Это даст возможность возвращать частные инвестиции в инфраструктуру либо за счет повышенного тарифа, либо, наоборот, за счет скидки инвестору. Введение локальных тарифов даст возможность ОАО РЖД приблизить к окупаемости проект Московского центрального кольца (МЦК), доходы от которого не окупают затраты. Но ФАС против спецтарифов, полагая, что они открывают простор для дискриминации участников рынка.

Минтранс начал разработку постановления правительства, позволяющего устанавливать на железной дороге так называемые локальные тарифы — повышенные или пониженные на конкретных участках или направлениях для отдельных пользователей. Это следует из паспорта проекта, размещенного на regulation.gov.ru. Вступление документа в силу намечено на декабрь.

В данный момент у ОАО РЖД единые грузовые тарифы, дифференцированные ФАС по классам грузов. Их монополия может изменять в пределах «тарифного коридора» (повышать до 10% или давать скидку до 50%) для определенных грузов и направлений. Но права выделить ветку и установить на ней для отдельных пользователей спецтариф, за счет которого, например, инвестор мог бы вернуть вложенные средства, пока нет, хотя возможность таких тарифов постановление правительства оговаривало еще в 2009 году.

В одной из последних версий проекта Минтранса (“Ъ” ознакомился с содержанием) разрешены как пониженные, так и повышенные локальные тарифы. Снижение нужно в случаях, когда скидка компенсирует вложения, повышение — когда из тарифа инвестиции погашаются. При этом уточняется, что приоритетного доступа к инфраструктуре локальный тариф не дает. Для получения тарифа претендент представляет предложения в Минтранс, а министерство, обсудив их с Минэкономики, Минфином и потребителями ОАО РЖД, предоставляет локальный тариф или отказывает (в частности, с учетом невозможности осуществить инфраструктурный проект за счет ОАО РЖД или наличия гарантированной грузовой базы). Решение затем рассматривается правкомиссией по транспорту и утверждается правительством.

В ОАО РЖД говорят, что установление локальных тарифов в отдельных сегментах «необходимо для создания механизмов финансирования долгосрочных инвестпроектов и формирования безубыточной модели функционирования» монополии. Сейчас, уточняют там, проект направлен в Минтранс и проходит обсуждение в совете потребителей ОАО РЖД.

Локальные тарифы актуальны и для МЦК (внутригородской общественный транспорт на путях Окружной железной дороги ОАО РЖД). Возможность локальных тарифов для кольца учтена в финплане монополии, но фактически их так и нет. В отчетности ОАО РЖД сообщалось, что пассажирские перевозки на МЦК предполагают существенные затраты, не полностью компенсируемые платой за использование инфраструктуры и иными платежами по договорам. На МЦК в 2016 году в отчетности пришлось 74,2 млрд руб. обесценения, в 2017-м — 9,6 млрд руб. Без локального тарифа часть затрат по МЦК берет на себя бюджет Москвы (речь идет о субсидии в 2,2 млрд руб. в 2017 году и 0,9 млрд руб. в 2016-м).

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук поясняет, что ОАО РЖД, вынося исходно проект на рассмотрение, прежде всего имело в виду МЦК, где инфраструктурный тариф по прейскуранту не погашает инвестзатрат. В целом, отмечает он, проект дает дополнительные инструменты для привлечения инвестиций в инфраструктуру и может быть реализован только с согласия всех сторон: инвестора, перевозчика, региона и так далее.

Подробнее:
https://www.kommersant.ru/doc/3613466

Возврат к списку