Союз строителей
железных дорог
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО
ОБЪЕДИНЯЯСЬ, СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЕ!

Отраслевая конференция «Строительство железных дорог. Новые задачи и механизмы их реализации» состоялась в рамках Транспортной недели 2019

20.11.2019

Отраслевая конференция «Строительство железных дорог. Новые задачи и механизмы их реализации» состоялась в рамках Транспортной недели 2019

19 ноября 2019 года в рамках мероприятий Транспортной недели - 2019, состоялась Отраслевая конференция на тему: «Строительство железных дорог. Новые задачи и механизмы их реализации» организаторами которой выступили Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Союз строителей железных дорог. В ходе конференции обсуждались наиболее актуальные вопросы железнодорожного строительства.

На конференции говорилось о реализации ключевых проектов в области железнодорожного строительства. Большой блок выступлений коснулся механизмов финансирования инфраструктурных проектов с использованием разных источников, как государственных, так и частных. Стратегическими документами по развитию сети железных дорог до 2025 года поставлены амбициозные задачи и запланированы большие объемы ввода новых объектов. Участники конференции обсудили реализацию этих планов.

         От имени Министерства транспорта Российской Федерации с приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель Министра Владимир Токарев. Он подчеркнул, что развитие железнодорожной инфраструктуры является одной из ключевых задач Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Владимир Александрович рассказал о работе Минтранса в области строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Он отметил, что строительство железных дорог является одной из сложнейших задач. Система выстроена таким образом, что процессы проектирования и строительства разделены между собой. «Нам необходимо начинать работать с самого начала - в первую очередь, решать вопросы с экспертизой», - отметил он. Замминистра также подчеркнул колоссальный объем работ, выполняемый железнодорожниками, и рассказал о работе по упрощению многих подходов к строительству, проводимой совместно с ОАО «РЖД» и Правительством Московской области.

         Модератором конференции выступил Геннадий Талашкин - председатель Общественного совета при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, президент Союза строителей железных дорог.

         С докладом о деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта по реализации инвестиционных проектов выступил руководитель Агентства Владимир Чепец. В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года Росжелдор является участником четырех федеральных проектов: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Северный морской путь». Владимир Юрьевич рассказал об основных финансовых и технических параметрах перечисленных проектов, а также мероприятиях, которые предстоит выполнить для их реализации.

Во второй части своего выступления Владимир Юрьевич затронул вопросы реализации концессионных соглашений. На текущий момент Росжелдором заключены 3 концессионных соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта (порт Тамань, Кызыл-Курагино и СШХ). Кроме того, в ряде проектов по созданию высокоскоростного железнодорожного сообщения также предполагается применение концессионной модели реализации. Таким образом, Росжелдор, выполняя по поручению Правительства Российской Федерации функции концедента по заключенным концессионным проектам, работает над обобщением накопленного опыта в данном направлении в целях его применения в текущих и будущих концессионных соглашениях.

В конце своего выступления Владимир Юрьевич сообщил, что в числе приоритетов дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры Росжелдором признана необходимость реализация до 2025 года комплексного инвестиционного проекта «Техническое перевооружение ФГУП «Крымская железная дорога», направленного на повышение пропускной способности» для обеспечения перспективных объемов перевозок и размеров движения поездов в сообщении с Крымским полуостровом.

О работе, которую проводит Минстрой России по вопросам ценообразования и сметного нормирования в отрасли, участникам конференции рассказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков. Он рассказал о переходном периоде определения стоимости строительства объектов от действующей индексной к ресурсной модели, произошедших изменениях законодательства, а также основных параметрах Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, утвержденном Правительством РФ. Одним из направлений развития, Дмитрий Анатольевич назвал переход к созданию инструментов поддержки процесса принятия эффективных проектных решений с учетом жизненного цикла объекта капитального строительства. Стратегическими целями в области ценообразования в строительстве являются мониторинг цен строительных ресурсов, переход на ресурсную модель, сокращение трудоемкости определения стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного процесса и создание системы управления стоимостью строительства. Далее, Дмитрий Анатольевич рассказал о работе, которая проводится Минстроем РФ совместно с компанией «РЖД» по гармонизации ее сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 с федеральными сметно-нормативными базами.

О привлечении инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта рассказал руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко. Среди реально работающих механизмов привлечения инвестиций в сфере железнодорожного транспорта Владислав Валерьевич выделил концессии. Спикер поделился международным опытом привлечения инвестиций в железнодорожные проекты, который предполагает большое разнообразие механизмов и форм проектов, и призвал к применению комплексного подхода к вопросу привлечения инвестиций. Также Владислав Валерьевич рассказал об объемах финансирования по проектам, заявленным для включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Средняя доля государственного участия остается высокой (свыше 50%). Это говорит об отсутствии универсального механизма привлечения инвестиций в проекты создания транспортной инфраструктуры, и в железнодорожной сфере, в частности. Среди стоп-факторов для потенциальных участников Владислав Валерьевич назвал риски востребованности инфраструктуры и возвратности инвестиций, а также колоссальную капиталоемкость железнодорожных проектов.

Далее на конференции выступил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, с докладом о состоянии дел в строительном комплексе холдинга. Он сообщил о ходе реализации инвестиционно-строительных проектов ОАО «РЖД» и остановился на проблемных вопросах. Среди первоочередных задач Андрей Сергеевич назвал совершенствование нормативного правового регулирования в сфере строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также повышение эффективности строительного комплекса ОАО РЖД» и его производственной деятельности. В качестве новых подходов для увеличения эффективности спикер назвал внедрение информационных технологий, в первую очередь информационного моделирования, применение проектной документации повторного использования, развитие кадрового потенциала и внедрение новых форм контрактов (ЕРС). Андрей Сергеевич подчеркнул, что работу по совершенствованию нормативной базы, стандартизации и сметному нормированию компания «РЖД» выполняет в тесном взаимодействии с Минстроем России.

О проекте «Городская электричка» рассказал заместитель генерального директора - начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Олег Тони. Это новый термин начинает приживаться применительно к проектам по перевозке пассажиров в Центральном транспортном узле, имея ввиду радиальные направления, МЦК, а теперь и Московские центральные диаметры, по которым очень скоро поедут пассажиры. Это быстрорастущая сеть электропоездов, двигающихся в тактовом режиме с удобными пересадками на другие виды транспорта. Основываясь на положительном опыте развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Центральном транспортном узле ОАО «РЖД» приступило к созданию нового продукта пригородно-городских перевозок в Санкт-Петербургской агломерации. За счёт выноса транзитного грузового движения из города будет создана возможность запуска городской электрички. В настоящий момент завершается работа над Концепцией развития Санкт-Петербургского транспортного узла. «Железные дороги – это уникальный по своим параметрам инструмент создания «бесшовной» городской среды, повышающий мобильность жителей агломераций и гармонично взаимодействующий с другими видами транспорта для удобства пассажиров» - отметил в своем выступлении Олег Вильямсович.

Генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Юрий Федоров рассказал участникам конференции о реализации крупных инвестиционных проектов развития сети железных дорог ОАО «РЖД» до 2025 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 в ОАО «РЖД» разработаны мероприятия по совершенствованию технологии перевозочного процесса, внедрению новой техники и инновационных продуктов, которые нашли свое отражение в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД». Руководством компании поставлена задача — увеличить объемы перевозок и их доходность.

Наиболее крупными инвестиционными проектами ОАО «РЖД» являются развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, развитие подходов к портам Северо-Западного бассейна, развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, строительство Северного широтного хода, развитие Центрального транспортного узла, развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга, строительство западного обхода Саратовского узла.

Юрий Николаевич отметил, что для определения целесообразности реализации проектов применяется комплексный подход к оценке эффективности проектов с привлечением всех заинтересованных сторон развития на железнодорожном транспорте (владелец инфраструктуры, операторы грузовых ж.д. перевозок, пассажирские перевозочные компании, грузовладельцы, субъекты экономики, финансовые структуры, регионы страны).

Об основных итога взаимодействия ФАУ «Главгосэкспертиза» и ОАО «РЖД» в рамках заключенного соглашения рассказал Владимир Федосеев - заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России». Это соглашение было подписано 28 августа 2019 г. Основными целями заключения соглашения являются обмен опытом, апробация новой технологии информационного моделирования (BIM), участие в разработке методики расчета нормативов цен конструктивных решений, совместная разработка критериев оценки качества передаваемых на экспертизу проектов, взаимодействие по вопросам обучения специалистов, организация и проведение совместных мероприятий, разработка методических документов, содержащих детальные требования к проектной документации.

Владимир Николаевич озвучил статистику по экспертизе проектов ОАО «РЖД» и обозначил наиболее распространённые замечания при рассмотрении проектной документации. Он также выразил надежду, что в результате реализации соглашения повысится эффективность взаимодействия и снизятся сроки рассмотрения проектов.

О возможностях по подготовке, финансированию и развитию ГЧП – проектов развития инфраструктуры рассказал первый заместитель генерального директора АО «ИнфраВЭБ» Дмитрий Твардовский. Он отметил, что необходимо применять инструменты проектного финансирования и ГЧП для исполнения инвестиционной программы РЖД за счет внебюджетных источников. В силу того, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» финансируется с предельной долговой нагрузкой, ВЭБ.РФ может стать лидером финансирования ключевых проектов развития ж/д инфраструктуры в новом формате. Выступающий также отметил малый процент качественно подготовленных проектов. Крупнейшие проекты по созданию и развитию железнодорожной инфраструктуры в ряде случаев структурируются без учета интересов финансирующих организаций.

Далее выступил Иван Григорович - генеральный директор АО «ИК «РЖД-Инвест», который рассказал собравшимся о проектах развития пограничной и логистической инфраструктуры. Он отметил, что объем контейнерных перевозок в России неуклонно растет. Вместе с тем общий уровень контейнеризации в транспортной сети остается низким, составляет чуть более 5%, что в 4 раза ниже показателя европейских стран и в 3 раза ниже среднего мирового значения. Стабильный рост торгового оборота между КНР и ЕС в совокупности с постепенным снижением тарифов на контейнерные перевозки и развитием магистральной инфраструктуры обеспечит устойчивый рост объема контейнерных перевозок в России в ближайшие 3-5 лет. Однако долгосрочный рост контейнерных перевозок сдерживается рядом барьеров.

Компанией «РЖД-Инвест» разработан ряд мероприятий, направленных на преодоление сдерживающих барьеров таких как возведение и модернизация погранпереходов, создание опорной сети ТЛЦ на пути следования грузов и развитие IT-инфраструктуры. Причем большинство проектов можно и нужно реализовывать с привлечением заинтересованных бизнес-структур, отметил Иван Иванович.

С комментариями по итогам дискуссии выступили Дмитрий Ковалев, партнер Эрнст энд Янг, руководитель группы проектного финансирования и инфраструктуры в России и СНГ и Дмитрий Пингасов, председатель Совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор».

Итоги конференции подвел руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Юрьевич Чепец. Он отметил высокий уровень и содержательность дискуссии, поблагодарил ее спикеров и участников.

 
























 

 

Возврат к списку